Мир томата глазами фитопатолога-стр.10

В литературе и живописи первой половины XX века томату уделено мало внимания, его изображают редко и как-то обыденно и неинтересно. Среди живописных произведений мне понравилась серия из 9 натюрмортов, имеющих одно и то же название «Plant de tomate», написанных Пабло Пикассо в оккупированной Франции в августе 1944г. Критики расценивали эти картины как не имеющие большой художественной ценности, так сказать, технические. На картинах изображено одно и то же растение томата, растущее в вазоне в течение 2-х недель, в так называемой гори1ечной коловой культуре. От картины к картине внешний вид томата по мере созревания постепенное измененяется: на растении уменьшается количество листвы, а плодов становится больше.

Если посмотреть на эту серию рисунков с биологической точки зрения, то можно предположить,

Фото 1-01. «Томатный натюрморт», выполненный разными авторами:

а ЕЛндреева, б - С. Гладкова.

что часть плодов - партенокарпические. мед-лено созревают, оставаясь зелёными, причиной этого могли быть неблагоприятные условия, сложившиеся с конца июня до середины июля 1944г. Два помидора на средней кисти покраснели и созрели. Последующие плоды развиваются нормально, т.е. условия культивирования улучшились.

У этого ряда картин, конечно же, не только биологический смысл. Почему-то думается, что художник, начавший писать их за месяц до освобождения Франции от фашистов, хотел как-то отразить изменение настроений у людей. Он сам писал, что всё нарисованное им во время войны имеет к ней непосредственное отношение. Смена общей цветовой гаммы картин от глубоких серо-голубых теней на первой картине серии до общего оранжевого цве?па последней, быть может, отражает рост надежд на скорую победу и освобождение от оккупантов. Хотя в действительности, может быть, художник просто нашёл объект для рисования...

Другие материалы